Бесплатные шаблоны Joomla

 

 



Наталья Михайловна Родькина (Когут) родилась 9 октября в далеком 1929 году в селе Бочковка Микояновского района Курской области. Родителями ее были Михаил Стефанович и Александра Ивановна Бронниковы. На Дальний Восток переехали в 1935 году, как семья красноармейца. На ту пору у супругов уже родились Ольга (1923 года рождения), Пётр (1927), Наталья (1929), Василий (1935).
По приезде в Константиноградовку, пока не было готово жилье для постоянного проживания, Бронниковы поселились у местной жительницы Варвары Павловны Пасынок. Потом им дали добротный дом местного жителя, который переехал в Среднебелую, но односельчане шептали, что, возможно, тот вернётся и выгонит их из своего жилища... Тогда Михаил Стефанович принял решение - поселиться в доме, который никому не принадлежал. Нашлась в селе бесхозная хата полуразвалившаяся, но для человека, который молод и не боится работы, это не стало проблемой.
Жильё быстро привели в порядок своими силами. Отец Натальи сразу же пошел работать в колхоз, возил на лошадях всевозможные грузы – и зерно, и сено, и дрова, и многое другое. Каждую зиму молодых, трудоспособных мужчин отправляли заготавливать для колхоза лес, ездил вместе с ними и Михаил Стефанович. Мать после переезда долго болела. Сказалась долгая дорога в проветриваемых насквозь теплушках с грудным ребёнком на руках, которого она часто прикладывала к груди, вот и простыла по дороге. Но, едва оправившись от болезни, пошла она работать туда, где были нужны рабочие руки. Трудилась и в поле, и в свинарнике.
В 1941 году, в январе, родилась в семье младшая дочь Надежда. Роды были очень тяжёлые, мать провела в больнице около трёх месяцев. Отца отпустили с лесозаготовок домой – проведать семью. Он пробыл дома до 2 февраля, затем снова уехал. А летом пришла война... Домой глава большой семьи так больше и не вернулся, с работы его забрали на фронт, где в 1942 году Михаил Стефанович погиб.
Мать, вся больная, осталась с детьми одна. Но уж когда они подросли, то стали помощниками в семье. Старшая Ольга, ещё до войны, закончила курсы трактористов и работала на технике. Наталье же пришлось с 12 лет работать и помогать матери растить младших. Казалось, какую работу может выполнить худенькая босоногая девчонка? Но справлялась она со всеми заданиями. Вместе с ровесницами пасли свиней, на лошадях и быках возили с полей зерно, траву на корм скоту, солому, отходы с зернового двора и много всякого. Лошади, правда, были выбраковочные («анемийные», как их тогда называли), но девчата хорошо о них заботились - подкармливали при любом удобном случае. Когда же «работяги» поправлялись, то их из колхоза забирали на фронт.
В школу Наталья почти не ходила, окончила только 4 класса, а потом стало не в чем ходить, совсем не было обуви… Вот пока еще можно было, ходила босиком, а уж когда стало совсем холодно, пришлось бросить учёбу, хотя учиться ей очень нравилось, да и ученицей она была способной.
Всё заканчивается, закончилась и эта проклятая война. Старшая Ольга вышла замуж и уехала с супругом к нему на родину, Наталья уже стала работать самостоятельно. Сначала – куда пошлют: дояркой, свинаркой, на зерновой двор. На работу всегда была «жадная», приходила раньше всех, уходила позже всех, да ещё бывало и в ночь прибежит, даже бригадиру приходилось предупреждать её, чтобы она не слишком усердствовала.
…Жизнь шла своим чередом, родились у Натальи дети: в 1947 году Любовь, в 1948 - Людмила, в 1957 - Михаил, в 1961 - Нина. Но семейная жизнь не сложилась, детей пришлось поднимать одной. После рождения сына поступило к ней предложение от руководства колхоза - поработать в профилактории для новорожденных телят. Это было самое трудное место работы в колхозе, потому что был сильный падёж среди телят.
С осторожностью приняла решение Наталья Михайловна, не была уверена, что получится. Но, как говорится, «терпенье и труд всё перетрут». И пошли чередой трудовые будни да бессонные ночи. За каждого телёночка переживала, как за маленького ребёнка. Приходила на работу вместе с доярками, а зачастую ещё и раньше, чтобы взять молоко от коровы тепленькое и именно от мамы для своего телёночка. Так понемногу и пошел на спад падёж, а потом уже, когда работа отладилась, профилакторий стал передовым местом на ферме. Работала сама днём и ночью, и дочерей с сыном приучала к труду. Детки помогали маме на ферме - чистили в станках у телят, даже мыли там пол, ну и дома почти всё было на их плечах.
Когда новорожденных телят становилось больше 100, приходилось брать помощника. В свое время напарницами у Натальи Михайловны работали: Малеева Марфа Павловна, Шейко Надежда Калиновна, Голубцова Райса Павловна, Банная Нина Петровна и другие. За добросовестный и самоотверженный труд уважали Наталью Михайловну и коллеги, и руководство. При посещении фермы председатель колхоза Шимко никогда не проходил в профилакторий дальше порога, потому что чисто, как в операционной.
Так и проработала всю свою долгую трудовую жизнь Наталья Михайловна на телятах - до самого 2000 года, пока не ушла на пенсию. За свой титанический труд неоднократно награждалась она медалями «Победитель социалистического соревнования», есть у неё и ордена - «Орден Октябрьской революции», «Знак Почёта». Дважды премировали поездкой на ВДНХ, а уж сколько почётных грамот и благодарностей у труженицы - и не счесть. Вот так и живет почётный житель нашего села Родькина Наталья Михайловна. Наша гордость! Наша слава! Крепкого её здоровья и долгих лет жизни.
Вера Бронникова, библиотекарь с. Константиноградовка


...Жители Благовещенска и окрестных сёл с нетерпением ждали строительства дороги. От начала разработки проекта до отправления первого паровоза прошло без малого восемь лет. Основные работы, последовавшие за геодезическими изысканиями, начались осенью 1912 года, когда было получено распоряжение – срочно укладывать путь до Благовещенска. Уже в сентябре рабочие уложили первые рельсы.
В 1912 году начали строительство железнодорожного моста через реку Зею в районе села Белогорье. Первый поезд прошёл в сентябре 1913 года. Вся его конструкция была привезена из Германии.
В летописи Березовки записано: «В 1914 году закончено строительство железной дороги и станции Березовский-Восточный Забайкальской железной дороги, вторая по размеру и грузообороту после станции Благовещенск. Её протяженность составит 108 км».
Строили дорогу за казённый счет, деньги выделяло государство. Основную массу строителей привлекали по контракту из европейской части страны (в некоторые годы до 60 тысяч человек). Широко использовался труд каторжан, которых направляли на самые тяжёлые работы. Привлекалось и местное население. Строительные работы приобрели широкий размах: в самые сжатые сроки построили железнодорожные пути на головном, западном и среднем участках. Было сооружено много мостов через многочисленные реки, в том числе два железнодорожных моста через Зею. И в торжественной обстановке 6 декабря 1913 года из Благовещенска в Петербург вышел первый пассажирский поезд. 6 октября 1916 г. с открытием моста через Амур у Хабаровска дорога вступила в строй. Это был трудовой подвиг инженеров, изыскателей и строителей-рабочих.
Пробный поезд из Благовещенска вышел 5 октября 1913 года, а 19 декабря в Благовещенске состоялись торжества по случаю открытия сквозного движения от берегов Амура до Петербурга. Состав состоял из паровоза, тендера с дровами и семи отапливаемых вагонов.
В 1914 году вступил в строй весь средний участок Амурской железной дороги. С этого события начинается история железнодорожной станции моего села - Березовский-Восточный. Из рассказов местных жителей известно, что станция находилась в трёх километрах от деревни Березовки. Их отделяла красивая березовая роща. В разговорах местные жители уточняли: живу на станции или в деревне. Жили станционные рабочие в казармах, построенных недалеко от вокзала. Железнодорожный вокзал, возведённый в то время, существует и сейчас, только сделан косметический ремонт.
Одновременно с открытием железных дорог были введены сигналы для отправления поезда. С самого начала для этого применялись станционные колокола. Служащие пользовались ими в полном соответствии со служебным приказом. Назывался он звучно: «Колокола на станциях». Первый звонок служит для обозначения: на конечных станциях разрешение садиться в поезд всем пассажирам, а на промежуточных - по времени прихода поезда. Сигнал этот выражается звоном и затем одним ударом в колокол служащим на станции о выходе поезда с соседней станции. Звучали станционные колокола не один десяток лет. Непременным атрибутом стрелочников был сигнальный рожок. Днём они должны были иметь при себе флаги (красный и зеленый), а ночью и в туманную погоду - «зажженный фонарь». У нас на станции этими атрибутами железнодорожника пользовались до конца 60-х годов 20 века.
Ходили по нашей железной дороге и знаменитые «кукушки». Именно так называли и в народе, и путейцы маломощный паровоз, тянувший за собой не более 6-10 пассажирских вагонов. Официальное наименование паровоза - «К». А появился он на отечественных дорогах незадолго до Первой мировой войны, в 1911 году. Построен на Коломенском паровозостроительном заводе. Название «К», а также заливистые звуки паровозного свистка и эхо, разносившееся по округе, позволили «окрестить» его «кукушкой».
Большое значение имела железная дорога в годы Великой Отечественной войны. Железнодорожники своим трудом помогали в борьбе с врагом. Их труд по достоинству оценила Родина. Многие были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг».
На основании документов, хранящихся в школьной Комнате боевой и трудовой славы, мы узнали имена людей, которые были удостоены этой награды. Среди них был Карацуба Михаил Филиппович, 1927 года рождения. Работать он начал с 14 лет зольщиком (чистил паровозы от золы). После получения паспорта работал приёмосдатчиком, стрелочником. С августа 1945 по 1948 год сопровождал составы на главную линию. Кубышкин Василий Михайлович, житель нашего села, работал стрелочником.
В 30-е годы прошлого века японцы оккупировали Маньчжурию, Советский Союз начал серьёзно укреплять оборону левобережной части Амура. В числе других объектов была построена и узкоколейка, соединяющая станцию Березовка и село Константиновка.
Железнодорожный маршрут даже был нарисован в атласе «Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР», изданном Центральным управлением военных сообщений Красной Армии в 1943 году. Называлось это сооружение военно-полевой железной дорогой.
Военно-полевая (узкоколейная) железная дорога Березовский - Константиновка (Березовский - Петропавловка - Богородское - Черемховский - Исаевка - совхоз им.Лазо - Толстовка -Тамбовка - Верхний Уртуй - Крестовоздвиженское - Константиновка) имела протяженность 120 километров, пропускная способность - 7 пар поездов. Входила в состав армейского (2-й Краснознаменной армии) железно-дорожного участка Куйбышевка -Восточная - Благовещенск. В период войны с Японией заданные командованием перевозки оперативного характера, снабженческие и перевозки по перебазированию медицинских санитарных учреждений и складов армии данная дорога выполнила полностью.
После войны узкоколейка выполняла не только военные задачи. По ней перевозили и пассажиров. Жительница села Стаценко Лидия Герасимовна (1941 года рождения) вспоминает, как она ездила по этой дороге с бабушкой в гости к родне в Петропавловку: «Сидели мы на открытой платформе, в составе были ещё несколько платформ, только они были груженые песком, гравием и т.п. Дорога проходила в стороне от деревни, поэтому приходилось переступать через узкие рельсы и ещё идти до деревни полем».
Её тетя Кузнецова Нина Яковлевна (Гавриш) 1924 года рождения, вспоминает, что паровоз, который работал на узкоколейке, назывался мотовозом (это локомотив с двигателем внутреннего сгорания, с малой мощностью). На узкоколейке в Березовке было даже депо, где ремонтировали мотовозы.
Работала узкоколейная железная дорога до 1952 года. Сегодня она практически везде запахана, но, говорят, в отдельных местах проглядывают её остатки...
В 50- 60е годы продукты и промышленные товары для железнодорожников доставляли вагон-лавки из города Белогорска. С 1954-1956 год в таком вагоне работала продавцом Карацуба Матрёна Евсеевна. В середине 60-х была построена перрон-лавка. Вагон-лавки отменили, но хлеб доставляли пригородным поездом. В её обязанности входило принять хлеб. Стоянка поезда была от 3 минут до 5 минут. Количество хлеба доходило до100 булок. «Воровства не было, все относились доброжелательно, с пониманием», - вспоминает Матрёна Евсеевна.
Специально были вагоны, оборудованные под клубы, в которых показывали фильмы, читали лекции, проводили выставки по различным направлениям. Очень активно шла агитационная работа в период строительства БАМА. Несколько вагонов были заняты наглядной агитацией, посвященной стройке века.
Очень многие вспоминают специальный поезд «Благовещенск – Среднебелая». Этот поезд возил всех желающих в город на спектакли Амурского театра драмы. Специально в установленное время, а это примерно 5 часов вечера, состав прибывал на станцию Среднебелая и затем отправлялся в обратный путь, останавливаясь на каждой станции, пока шел до города. На вокзале пассажиров встречали специальные автобусы, которые доставляли всех к зданию театра. Начало спектаклей было в 7 часов вечера, и после его окончания все организованно возвращались домой. Но сколько было по пути впечатлений, смеха, веселья! Эти поездки запомнились сельчанам на всю жизнь.
Вспоминают люди и наводнения, которые были в 1982 и 2013 годах, и то, что дорога выстояла, движение поездов не прекращалось. А с 2013 года станция стала грузовой. Пассажирские поезда теперь не останавливаются здесь, но грузопоток большой - мимо станции стремительно проносятся современные локомотивы.
Идут годы... Село расстроилось, разрослось, слилось с когда-то отдалённой станцией. Железнодорожные казармы, предназначенные для жизни персонала, сносятся, проживающие там березовцы получают благоустроенные квартиры. Развивается, модернизируется и сама железнодорожная станция. Сейчас уже невозможно представить Березовку отдельно от неё.

Материал собран
Ольгой Михайловной Купцовой и Натальей Витальевной
Симоновой


«Здравствуй, Гуля...», «Как дела, Гулечка?», «Гуля, привет!» - ерковецкие женщины громко здороваются со смуглой узбечкой, обнимая её. Та с удовольствием приветствует сельчанок, скромно улыбаясь в ответ. Мария Селицкая, Наталья Семененко, Татьяна Шкуро живут забор в забор с семьёй. «Мы соседки с трёх сторон. Нафотографируйте её, она у нас хорошая!» - смеются они.

 


Гузель и Мирза-Мухаммед Мамадётиповы переехали в Ерковцы три года назад. Растят троих детей: сыновьям сейчас 15 и 10 лет, дочери - 13. Семья дружная, работящая. Вот и сейчас, пока женщины разговаривают и смеются, Мухаммед сосредоточенно занимается шашлыком, не забывая, впрочем, с улыбкой прислушиваться к разговору.
Как рассказали сельчанки, учить Гулю чему-то им не пришлось, она сама всё умеет. «Пчёлка! - нахваливают они. - Молодец, развела хозяйство, готовит очень вкусно». Всегда угощает своих соседок не только праздничными блюдами, но и просто так – от души и щедрости. «Так бы мне научиться готовить, - без устали рекламируют свою соседку добрые женщины.- А её самса это просто пища богов».
«А вот моя мама!» - обрадованно объявляет Гузель, указывая на подошедшую (явно русскую) женщину. Все дружно рассмеялись моему удивлению, а Вера Мищенко так объяснила своё «родство»: «Они такие молоденькие... Моя дочь далеко - в Краснодаре, а Гуля наоборот - сюда издалека приехала. Я и говорю – ой, как моя доча. Может, о моей девочке кто-нибудь позаботится там, а я уж тут присмотрю…»
К концу разговора к нашей компании присоединилась почти вся улица Советская. Дружные, добрые, общительные люди живут в Ерковцах!

Елена ХАКИМОВА

 


Эстафету чествования сёл-юбиляров 20 июля принимала Анновка. В этот день замечательному селу исполнилось 135 лет!
С утра музыка на улице напоминала маленьким и взрослым, что наступил особенный день. Импровизированную, украшенную шарами и баннерами площадь, постепенно заполняли сельчане, размещаясь в «зрительном зале» под открытым небом.
Самые тёплые слова были адресованы старейшей жительнице села – Анастасии Ивановне Ивановой. Сегодня ей 88 лет, она - труженик тыла и ветеран труда. За свою трудовую деятельность работала и птичницей, и свинаркой, и разнорабочей, и техничкой в школе.
Чествовали на празднике и старожилов: Галину Петровну Долгополову, Марию Федоровну Баскакову, Николая Ивановича Берьянова, Валентину Ивановну Коренец, Анатолия Степановича Перчук и Любовь Кирилловну Подопригора. Более 60-ти лет прожили вместе семья Нелли Николаевны и Петра Ивановича Моревых.
Звания «Почётный житель села» удостоены Александр Алексеевич Долгополов и Михаил Андреевич Романюк. Оба они родились и прожили всю жизнь в родном селе. Трудиться начали сразу после школы, и даже после выхода на пенсию не прекратили работать.
Владимир Кондратьев, глава района, и Николай Шведов, председатель районного Совета народных депутатов, поздравив анновцев со 135-летием со Дня образования села, вручили поздравительные адреса и наградили активистов. Георгий Семенович Ус вручил главе поселения поздравительный адрес от губернатора Амурской области.
На этом юбилейные мероприятия не закончились. Работали выставки детского рисунка и прикладного творчества. Прошли шахматный турнир «Живые фигуры» и викторина на приз главы местной администрации. К вечеру односельчане снова собрались вместе, чтобы потанцевать, отдохнуть и повеселиться под заводную музыку. Кульминацией праздника стал фейерверк в честь юбилея!
Наш корр.


В преддверии Всероссийского Дня семьи, любви и верности, который приурочен ко Дню памяти святых князя Петра и его жены Февронии, покровительствующих семье и браку, в Благовещенске чествовали супружеские пары, идущие по жизни вместе десятки лет. Общественную награду – медаль «За любовь и верность» - в этом году вручали в 8-й раз. Так поощряют супругов, проживших в браке не менее 25 лет, получивших в Приамурье известность крепостью семейных устоев и воспитавших детей достойными членами общества.
На торжестве в Общественно-культурном центре семьям из Благовещенска, Белогорска, Райчихинска, Ивановского и Тамбовского районов были вручены медали «За любовь и верность». Из нашего района этой награды удостоены две семейные пары: Сергея Шайхиновича и Валентины Фёдоровны Каримуриных из Среднебелой, Сергея Филипповича и Светланы Борисовны Щербань из Ивановки.
Каримурины в октябре отметят 45-летие свадьбы, Щербань в прошлом году отпраздновали 40 лет супружеской жизни.
Также на мероприятии были подведены итоги регионального этапа Всероссийского конкурса «Семья года-2019». В номинации «Лучшая сельская семья» победу одержали супруги Юлия и Николай Соломаха из Крещеновки.
Наш корр.

Авторизация